Свадебные традиции Армении
Один из главных обычаев заключается в том, что браки в семье организовываются только по старшинству: первым свадьбу играет старший сын, затем — средний, а самым последним женится младший ребенок. Причем, если у старшего сына нет невесты, а у его младшего брата есть, то последний даже не подумает сделать своей избраннице предложение.
В отличие от многих других народов, где когда-то разрешался и даже поддерживался брак между кровными родственниками, армянские обычаи всегда запрещали кровосмешение, даже между четвероюродными кузенами. Не допускались брачные отношения между братьями из одной и сестрами из другой семьи, а поскольку усыновленные и крестные дети и дети от прежних браков считались членами одного семейства, то они обязаны были подчиняться общепринятым запретам. И, наконец, армянам, принадлежавшим к православной христианской вере, запрещалось вступать в брак с мусульманами.
Исторически сложилось так, что армянская свадьба праздновалась между жителями одного или соседних поселений. Всего армянин мог жениться трижды, причем третий раз он был обязан взять в жены вдову. Традиции в Армении настолько уважались обществом, что каждому, кто их нарушал, грозило строгое осуждение. Иногда нарушителей канонов могли даже выгнать из родного поселения.
Армянки, как и все восточные женщины, созревают рано, поэтому раньше невестами становились 12-16-летние девушки, а мужьями — парни 14-20 лет. Еще столетие-два тому назад в 20-летнем возрасте девушка могла уже не рассчитывать на замужество. Поэтому родители старались выдать дочь замуж сразу после школы. Но и юноша не должен был долго оставаться холостяком. Интересно, что невеста обязана была быть минимум на 4-5 лет младше своего жениха.
«Днем рождения» молодой семьи считалась армянская свадьба, а процедура официальной регистрации была мероприятием второстепенным, поэтому нередко пара расписывалась уже после того, как появлялся ребенок. А бездетные семьи чаще всего проживали всю жизнь в гражданском браке, считаясь в Армении официальными мужем и женой.
Если молодожены не получают благословения родителей, они сбегают из дома и женятся на стороне, а поскольку к браку у армян отношение весьма серьезное, то родители вынуждены признать молодую семью. А вот развод в армянской семье — большая редкость, и чуть ли не единственным поводом для такого поступка может стать измена.
Еще одной характерной, сохранившейся по сей день традицией является «договорной брак», а вот обряд похищения невесты уже не столь актуален, но многие пары прибегают к нему, делая свой праздник более ярким и веселым.
Обряд сватовства
Выбрав девушку, семья начинала подготовку к обряду сватовства. Для переговоров с семьей предполагаемой невесты выбирали близкую родственницу, которая уговаривала отца девушки на свадьбу. Пока сваха находилась дома у новобрачной, жених вешал на столбе ложку либо расческу, таким образом заявляя о своем желании жениться вслух. После разговора со свахой мать предполагаемой невесты должна была переговорить с ее родным дядей о поступившем предложении.
Через неделю осуществлялось заранее оговоренное сватовство. Сваха и мужчины из семьи жениха по линии отца шли домой к невесте. Сначала велась светская беседа, например, обговаривалась погода, а затем в более веселых нотах сваты приступали к своей задаче. Предложение не принималось, даже если молодые были помолвлены с детства, отчего сваты приходили несколько раз, а отцу невесты за это время следовало переговорить с родственниками и дочерью. Положительный ответ давался также в форме иносказания. Получив долгожданное одобрение, сваты дарили подарок невесте, а ее семья накрывала стол с вином.
«Брак по сговору»
Среди кавказцев, и армяне тому не исключение, «брак по договоренности» был обыденным делом. Причем родители, которые хотели породниться, могли обручить даже не родившихся детей, совершив так называемое «люлечное обручение». Соединяя таким образом сердца младенцев, на люльке у девочек делали зарубку, вешали кусочек золота или серебра. Церковь запрещала эту традицию, справедливо утверждая, что венчаться необходимо не по воле родителей, а по собственному желанию. Но несмотря на это, в реальной жизни такие браки отмечались повсеместно.
Сегодня традиция исчерпала себя, и «люлечное обручение» уже не практикуется, хотя «договорной брак» существует и по сей день. Так, современному армянину будущую жену подбирают его родители, причем решающее слово отводится именно матери. Выбрав хорошую, на ее вкус, девушку, мать долго советуется с близкими и детально изучает биографию невестки.
К категории достойных девушек обычно причисляют трудолюбивых, здоровых, скромных барышней. В наши дни также учитывается наличие образования и специальности. Интересно, что внешность рассматривалась в самую последнюю очередь, и этот фактор никогда не был решающим. О том, насколько перспективной женой будет девушка, судили по ее матери и бабушке, поэтому нередко какой-то негативный факт в биографии последних мог стать причиной, чтобы девушку не брали замуж.
Веселые гуляния
Традиционно армянская свадьба праздновалась в ноябре или декабре, после того как все хозяйственные дела в полях и огородах были окончены. Основными персонами торжества считались кавор и каворкин, так называли посаженного отца и мать. Кроме того, на празднике присутствовали азаби — друзья жениха и азаббаши — главный дружка, а брат и сестра невесты были действующими лицами с ее стороны.
Для того чтобы торжество получилось веселым, обязательно звался тамада, который не только произносил тосты, но и был негласным ведущим свадьбы, приглашая гостей потанцевать, поздравить молодоженов и сказать тост. Хозяином же свадьбы считался отец жениха, поскольку с его стороны были сделаны самые большие финансовые вложения. Длительность празднества зависела от суммы средств, затраченных родителями новобрачных, но обычно этот срок составлял 3-7 дней.
Бракосочетание включало в себя целый ряд обычаев, одним из которых было свадебное купание, символ очищения и вступления в новую жизнь. Юноша купался в хлеву, девушка мылась у себя дома. Ей помогали подруги, и это было настоящее таинство, сопровождаемое танцами и песнями, слезами радости и печали. После купания жених и невеста занимались выпечкой свадебных хлебцов. Им помогали в этом друзья и подруги, которые под песни и шутки просеивали муку, делали замес и пекли выпечку.
Свадьба начиналась не со встречи молодоженов, а в их домах. Сначала гости жениха сидели за праздничным столом, а потом новобрачный со своими дружками отправлялись к невесте, неся ей свадебный наряд и ведя украшенного яблоками быка. Возле ее дома под музыку и ритуальные танцы быка закалывали, намазывали его кровью лоб молодому, а он, в свою очередь, смазывал ею свой кинжал.Бык являлся символом плодородия, процветания и благоденствия у кавказских народов, и, поступая так, жених хотел, чтобы кровь способствовала его состоятельности, как мужа, помогла создать крепкую семью, зачать много детей, особенно, мальчиков.
После такого ритуала новобрачный с дружками начинали вызывать невесту, которую надежно охраняла родня, требуя, согласно традиции, выкуп. Будущий муж не должен был торговаться, и отдав родственникам избранницы дань, он наконец-то встречается с суженой, чтобы возглавить многочасовое застолье. На ночь гости расходились, в доме молодой оставался ночевать лишь жених с азаббаши и лучшая подруга либо сестра новобрачной.
На второй день за занавесом, отгораживающим невесту во время ритуала выкупа и ночью, подруги помогали девушке надеть наряд и закрыть лицо фатой, сопровождая свои действия печальной мелодией. Затем за молодой заходил женатый и имеющий детей родственник, поздравлял и выводил к жениху. После этого пара отправлялась венчаться в церкви.
И, наконец, третий день был посвящен переезду молодой жены домой к мужу. Отец и мать передавали дочь зятю из рук в руки, взяв обещание беречь и любить ее. Девушка обходила родной дом, прощаясь с ним, и с приданым шла в обитель мужа, где их её уже ждали все родственники и гости, осыпая зерном, монетками и орехами.
Каждую традицию и действие сопровождало щедрое угощение с великолепным вином и коньяком, песни и танцы, а также тосты, напоминающие поэмы.
Послесвадебные обряды и обычаи
В некоторых регионах Армении молодая жена должна принять участие в ритуале мытья головы. Ее мать приходит к ней в дом, взяв с собой обычную домашнюю одежду, гигиенические принадлежности, и помогает ей вымыть голову. До этого дня мать не могла видеть свою дочь и говорить с ней, правда сегодня этот ритуал уже не соблюдается столь строго.
Свадьба, с ее традициями, ритуалами и обычаями является визитной карточкой армянской культуры, демонстрируя самые лучшие качества этого народа: доброту, щедрость, уважение к предкам и радушие.